Российские дизайнеры одежды

Считается, что Российская мода - явление новое и, пока, мало известное. Действительно, динамичными темпами модная индустрия начала развиваться в начале 90-х годов, поскольку во времена СССР наблюдался определенный застой, связанный, преимущественно с идеологией советской власти. Однако, не стоит забывать что в дореволюционной России модным туалетам придавалось большое значение, а отлаженная работа легкой промышленность только способствовала развитию модной индустрии. В этой статье мы поговорим о моде в Росси на разных исторических этапах, а так же расскажем о наиболее знаменитых отечественных дизайнерах.

Мода в Российской Империи

Период расцвета российской моды пришелся на XIХ, начало XX веков, тогда в стране активно развивалась легкая промышленность. Известно, что до 1917 года Российская Империя была самым крупным поставщиком тканей в страны Азии, а продукция московской Трехгорной мануфактуры была известна по всему миру. На отечественных фабриках изготавливались самые различные ткани, от ситца до щелка, что в свою очередь способствовало развитию модной индустрии в России.

К середине XIХ века курсы кройки и шиться становились все популярнее среди женщин. Отучившись на курсах, они открывали новые мастерские и ателье по пошиву одежды, а в последствии, особенно успешные мастера получали квалификацию модельера. Эта профессия считалась более элитной, ведь создавать собственные модели одежды, гораздо сложнее, чем копировать их из иностранных журналов мод, как это делали обычные портные. Если ранее дизайнерами модной одежды в России были иностранцы, то начиная с середины XIХ века эта тенденция сменилась на противоположную - отныне моду в России преимущественно российские дизайнеры.

Говоря о модельерах в Российской Империи, нельзя не упомянуть портных императорского двора, большую часть которых составляли отечественные мастера. Особенно яркой фигурой модной индустрии того времени считается Надежда Петровна Ламанова, которая с 1904 года создавала наряды для самой Государыни Александры Федоровны Романовой.

Интересный факт

Ламанова никогда не рисовала эскизы платьев, просто потому что не умела! Все наряды она создавала сразу на модели: создавала линии драпируя ткани, закрепляла декоративные элементы иглами и булавками, а потом отшивала платье.

Мода в СССР

После революции 1917 года индустрия моды претерпела кардинальные изменения, впрочем, как и все в России. Считается, что в послереволюционной России вплоть до 60 х годов, моды на одежду не было вообще.

Единственный тренд в одежде, который признавала советская власть - это комфорт по доступной цене, ведь большую часть населения составляли рабочие и крестьяне, а их наряды должны были быть удобными, недорогими и совсем необязательно красивыми.

Государством был утвержден ряд лаконичных фасонов мужской и женской одежды, максимально экономного кроя, которые были призваны обеспечить население одеждой, удобной для повседневной жизни и работы. Эти модели были лишены декоративных элементов: оборок, манжетов, объемных воротников и прочего, поскольку тогда все это считалось необоснованным расходом материалов, а в условиях жесткого экономического кризиса, в которых оказался союз социалистических республик, этого нельзя было допустить.

Первый показ Диор в СССР в 1959 году

Кристиан Диор стал первым домом моды, которому удалось организовать показ на территории СССР. 10 июня 1959 года в Москве приземлился самолет AIR FRANCE c 12 моделями на борту и руководителем дома моды Ив Сен Лораном.

Всего за 5 дней в спортивном комплексе “Крылья светов” было проведено 14 показов, которые посетили 11 000 человек, среди них были семьи высших чиновников СССР и представители легкой текстильной промышленности.

Для советского населения такие наряды стали настоящим потрясением, узкие юбки, приталенные костюмы, шляпки с широкими полями, шелковые перчатки и чулки - все это давно забытая, а для кого-то невиданная никогда роскошь. Русских женщин забавляла непрактичность французских туалетов: "Зачем платья из плотной шерсти так сильно открыты? Ведь это почти сарафан. Для нас, северян, это не особенно практично. А летом, даже вечером, будет жарко в таком платье” - комментарий из журнала Огонек. К слову, это был один из немногочисленных изданий, которые освещали показ.

Интересный факт

Французские манекенщицы носили наряды от Диор не только на подиуме, но на прогулке по городу - таков был регламент модного Дома.

Организация мероприятия была на высшем уровне: кулисы были декорированы натуральным шелком, в зале распыляли литры парфюма Диор, чтобы создать атмосферу роскоши и хорошего вкуса. Для моделей также был выделен специальный повар, а фотографа и парикмахера они привезли из Парижа. Таким образом, показ Диор продемонстрировал не только новую моду, но и кардинально другой подход к индустрии моды в целом.

Интересный факт

Багаж необъятных размеров с нарядами, шляпками, туфлями и перчатками и прочими аксессуарами был застрахован на сумму 10 млн франков.

Больше всего сотрудников Дома моделей на Кузнецком Мосту удивило положение модельера - о нем говорили в превосходной степени, он единолично решал все вопросы связанные с показом и моделями. Кутюрье пользовался большим уважением окружающих, его просьбы выполнялись незамедлительно, к рекомендациям прислушивались, в то время как в СССР художник-модельер был практически подсобным рабочим.

Интересный факт

Перед поездкой каждый участник показа получил свод правил поведения на территории СССР, в котором значились рекомендации и предостережения. Самые забавные из них звучали примерно так “Примите к сведению, что вы не сможете купить виски” и “не смущайтесь, если прохожие улыбаются или удивляются при вашем виде из-за разницы в поведении и одежде”

ТОЗ 3 русских дизайнера.

Говоря о современных русских дизайнерах, хотелось бы выделить тройку наиболее популярных не только в России модельеров, но и тех, кого хорошо знают за рубежом.

Вячеслав Зайцев

Разумеется, первым в этом списке значится Вячеслав Зайцев - ведь это по сути первый российский дизайнер, который заявил о российской моде на зарубежных модных площадках. Известность ему принесла спецодежда, разработанная для работниц сельской местности. Коллекция состояла из ярких телогреек и расписных валенок. Разумеется, методический совет не был, зато в журнале “Пари Матч” вышла статья под названием “Он диктует моду Москве”, после которой о Вячеславе Зайцеве заговорили на западе.

С 1965 года Зайцев переходит на работу в Общесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту, где создается коллекция «Русская серия», основанная на русских народных мотивах. Платье “Россия” удостоилось премии Гран-при на Всемирном фестивале моды.

С каждым годом его популярность в России росла, а ней и увеличивалось число знаменитых клиентов. Наряды от Зайцева носили Алла Пугачева, Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон и многие другие звезды советской эстрады.

Кроме создания изящных нарядов, Вячеслав Зайцев занимался разработкой формы для советских милиционеров, участников Олимпийских игр 80-го года, а также создавал сценические костюмы для Театра имени Моссовета, «Современника» и МХАТа.

Валентин Юдашкин

ковал журнал « Пари Матч » со статьей «Он диктуетВторое место в нашем списке занимает Валентин Юдашкин, поскольку это первый, и пока единственный российский дизайнер, удостоенный звания “кутюрье”. В 1996 году Юдашкин получил официальный статус член-корреспондента Парижского Синдиката Высокой Моды, примечательно, что на тот момент этого статуса были удостоены еще два иностранных дизайнера: Джанни Верчасе и Валентино Гаравани.

Известность за рубежом Юдашкин обрел после показа, который состоялся в Париже в 1991 году. Дизайнер представил нашумевшую коллекцию “Фаберже”, которая состояла из 150 платьев, выполненных в форме яиц. После этого показа Валентин Юдашкин стал постоянным участником парижской, а затем, и миланской недели моды.

Наряды от Юдашкина пользуются высоким спросом среди отечественных звезд, таких как Алла Пугачева, Александр Буйнов, Инна Чурикова, Кристина Орбакайте, Лайма Вайкуле, Наташа Королева. Лада Дэнс и другие. Из числа зарубежных звезд платья от Юдашки надевали Кейт Уинслет, Селин Дион, Мила Йовович и др.

Многие знаменитые невесты выбирают именного его в качестве дизайнера свадебного платья, например певица Зара, Глюкоза, Диана Гурцкая, актриса Олеся Судзиловская.

Кроме создания нарядных платьев, Валентин Юдашкин разрабатывал военную форму для российской армии, форму российской олимпийской сборной, бортпроводниц авиакомпании “Аэрофлот”.

Наряды, созданные Юдашкиным представлены в музеях по всему миру, например в Нью - Йоркском Метрополитен музее, в Парижском Лувре или Музее моды в Лос-Анджелесе.

Юлия Янина

И наконец, третий дизайнер, который замыкает наш список, благодаря широкой популярности за рубежом - Юлия Янина.

Как театр начинается с вешалки, так и модный дом Юлии Яниной начался с простого ателье в провинциальном российском городе, основанное в 1987 году. Спустя 6 лет, Юлия с семьей переехала в Москву, но продолжала руководить работой ателье. Позже, для оптимизации процессов, было принято решение перенести производство в столицу.

Модный дом Яниной был уже довольно хорошо известен в России, когда в 2007 году она получила приглашение поучаствовать в неделе моды Roma Alta Moda. Участие в модных показах в Риме, а затем и в Париже дало модному дому не только восторженные отзывы прессы и популярность на модной арене, но и интерес байеров, таких, как нью-йоркский универмаг Bergdorf Goodman и лондонский Harrod's.

Сегодня постоянными клиентами Юлии Яниной являются звезды российского звезды шоу-бизнеса: Светлана Ходченкова, Елизавета Боярская, Снежана Георгиева, Ксения Соловьева. Среди зарубежных знаменитостей, платьям Яниной отдают предпочтение Ева Лонгория, Эшли Тисдейл, Наталья Водянова и другие.

Следующий пост